«Станция Батецкая»

Антонова
Любовь Вениаминовна

Каждое обитаемое место имеет свою историю — некоторые недавнюю, другие — насчитывающую несколько столетий. История, казалось бы, ординарной станции Батецкая и поселка того же названия, богатая и интересная, не известна местным жителям и людям, приезжающим в поселок и проезжающим мимо станции.

Цель этого очерка — познакомить с ней всех желающих.

В работе над очерком использованы материалы Архива РГИА, Исторического архива Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ГАНО, а также Музея Санкт-Петербургской Октябрьской железной дороги и Музея железнодорожного транспорта.

Станция Батецкая. Исторический очерк

Два часа пути от Санкт-Петербурга в сторону Витебска и вот первая остановка. Если бы высокие туи не заслоняли здание вокзала, то на его фасаде любознательный пассажир мог бы прочитать название станции — Батецкая. Но поскольку такой возможности у него не было, он взглянул на пустынный перрон, на двух женщин, только что сошедших с поезда, и почему-то пожалел их. А поезд уже тронулся, и мимо проплыла привокзальная площадь с невзрачной автобусной станцией, стройная водонапорная башня и рядом с ней побеленное кирпичное сооружение.

«Ничего интересного», — подумал пассажир и отвернулся от окна. Подумал и ошибся. Интересное есть везде, а на станции Батецкая его предостаточно.

Взять хотя бы ее название. Оно происходит от деревни Батецко, расположенной в 5-ти километрах от станции. Но зачем называть по имени деревни, находящейся так далеко, когда в одном километре от нее есть деревня Дубцы и старинная помещичья усадьба того же названия? Первоначально по проекту линия Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги должна была проходить вблизи деревни Батецко, и будущей станции уже было присвоено название, но жители деревни не желали, чтобы дорога шла по их земле: «к властям обращались, дань собирали», и, в итоге, железные рельсы обогнули деревню, и появилась станция Батецкая в пяти километрах от деревни Батецко. Эта версия приведена в газете «Новгородские ведомости» от 18 октября 2003 года в статье «Батина земля».

По другой версии, которую передавали из поколения в поколение жители деревни Дубцы, помещик Н.В. Сазиков, купивший в 1890 году Дубецкую усадьбу с 750 десятинами земли, высоко оценивал экономические выгоды от железной дороги и станции на его земле. Он употребил свои столичные связи, а возможно и средства, для переноса станции на ее сегодняшнее место. Однако, документальных подтверждений ни одной из этих версий нет. А если посмотреть на крупномасштабную карту, то видно, что железная дорога от Дно до Оредежа представляет собой прямую линию, нигде ничего «не огибая». Так что, либо проект был изменен на более раннем этапе, либо причина этого несоответствия местоположения и названия станции кроется в чем-то другом, нам  неизвестно.

А вот еще одна странность — почему дорога, идущая из Петербурга в направлении Витебска называлась Московско-Виндаво-Рыбинской?

На рубеже Х1Х-ХХ столетий происходил бурный рост железнодорожной сети России. Возникло несколько десятков акционерных железнодорожных обществ. Одним из немногих успешных было Московско-Рыбинское, построившее в 1870 году дорогу, которая соединила Рыбинский речной порт со станцией Бологое на Николаевской железной дороге и далее с Петербургским портом. В 1897 году это общество начало строительство дороги от Москвы до Виндавы (Венспилса) через Великие Луки, а в 1899 году «высочайше утвержденным дополнением к уставу» на него была возложена задача соединить Петербург с Витебском и снабдить подвижным составом и всеми принадлежностями эксплуатации. С этого времени общество и все дороги, им построенные, стали называться Московско-Виндаво-Рыбинские.

Работы велись поэтапно с 1899 г. до 1904 г.: сначала Великие Луки — Новосокольники (с созданием нового поселка), в 1901 г. Новосокольники — Дно, в 1901-1904 гг. Новосокольники — Витебск и Дно — Царское Село. При этом произведена нормализация колеи от Царского Села до Петербурга, то есть перевод колеи с 1829 мм до 1524 мм, принятой с тех пор и по настоящее время по всей России.

1 августа 1904 года было открыто движение по линии Петербург — Витебск и начали функционировать все станции на этой дороге, в том числе и станция Батецкая.

Итак, день рождения станции Батецкая — 1 августа 1904 года.

Все станции новой дороги были построены по типовым проектам, включающим не только пассажирские здания, но и дома «для начальника участка связи, для местных старших агентов связи, для младших служащих, для приемного покоя, аптеки и фельдшера, для отдыха паровозных и кондукторских бригад. При всех домах имелись службы: сараи, ледники, выгребные ямы и бани.

Батецкая была станцией 4-го класса. Деревянная, на каменном цоколе постройка состояла из трех частей. В средней размещались служебные помещения, на концах, что бы при необходимости их можно было расширить, пассажирские залы, с одной стороны — 1-2-го класса, с другой — 3-го класса. Со стороны фасада каждая часть была акцентирована декоративными фронтонами.

Рядом с домами обслуживающего персонала была поставлена баня — белое кирпичное приземистое здание, единственное сохранившееся до сегодняшних дней из первоначальных сооружений, а поблизости от нее возвели водоемную башню. Вода в нее поступала по 5-километровому трубопроводу из реки Удрайки у деревни Мроткино. Траншею такой протяженности, наверное, копали очень долго. За это время жители деревень Мроткино и Дубцы так привыкли к ней, что когда уложили трубы и закопали их, образовав высокую насыпь, то насыпь эту продолжали называть «траншеей» и называют так уже более 100 лет. И все это время она служила пешеходной дорогой от станции Батецкая до деревни Мроткино. А в той части, которая впоследствии оказалась на территории поселка, превратилась в Траншейную улицу. Это первая улица поселка Батецкий, возникшая задолго до него самого, и хотя сегодняшнее имя ее — Первомайская, но время от времени еще можно услышать от коренных жителей ее первоначальное название.

Водонапорная башня

В последующие три десятилетия станция успешно развивалась. В 1917 году через нее прошла вновь проложенная ветка, соединившая Батецкую с Новгородом. (До Луги железнодорожная линия была продлена только в 1927 году). Увеличивалось коли­чество пассажирских поездов и городов, в которые они направлялись, с каждым годом возрастал и грузооборот. А поселка все не было. И это вполне объяснимо, так как до революции вся земля, прилегающая к станции и железной дороге, площадью в 750 гектар, принадлежала помещику Сазикову, и каждый, кто хотел бы на ней построиться, должен был купить или взять у него в аренду участок. Очевидно, таких желающих почти не было, и на плане 1912 года в некотором отдалении от станции изображены только четыре небольших постройки.

Станция Батецкая

Николай Валентинович Сазиков принадлежал к семье всемирно известных ювелиров-серебрянников, четыре поколения которых в течение всего XIX столетия занимали ведущие позиции в ювелирном деле России. Они были потомственными почетными гражданами, купцами первой гильдии, поставщиками Императорского Двора, получали золотые медали на международных выставках. И сегодня их изделия хранятся в Эрмитаже и в музеях Лондона, Парижа, Нью-Йорка. Сам Николай Валентинович к ювелирному делу не был приобщен, так как в момент смерти отца был еще подростком. В 1890 году он купил у Александра Степановича Обольянинова усадьбу Дубцы и с интересом стал заниматься земскими делами. Он был членом экономической и землеустроительной комиссии Лужского уездного земства. Будучи сторонником реформ Столыпина, он поддерживал идею хуторского расселения. Кроме удобства и целесообразности ведения хуторского хозяйства, он отмечал, что это «единственная мера против опустошительных пожаров. При хуторском расселении не будут сгорать целые деревни, и пожар ограничится одним хутором». Жизнь вскоре подтвердила справедливость этих соображений. Пожар полностью уничтожил деревню Дубцы, крытые соломой дома которой были к тому же очень близко расположены друг к другу. Сазиков помог восстановить деревню, а желающим построиться на новом месте безвозмездно дал наделы из своей земли.

В 1913 году Россия готовилась отмечать 300-летие Дома Романовых. Н.В. Сазиков со своей матерью Евдокией Павловной Масловой (по второму браку) приступили к строительству церкви при станции Батецкая в память этого события. Церковь во имя Святого Духа по проекту епархиального архитектора А. Аплаксина была сооружена в стиле новгородских храмов упрощенного типа - однокупольная, с одной апсидой. Она была поставлена на земле Сазикова и на собственные деньги его и его матери. Строительство продолжалось два года, и 1июля. 1913 г. церковь была освящена Анатолием Остроумовым, протоиереем Екатерининского собора города Луги.

События октября 1917 года изменили ход жизни. Вскоре Сазиков уехал в Прибалтику, а мать его — в Америку, и больше они в усадьбу Дубцы не возвращались. Собственно, и усадьба, как таковая, с этого времени перестала существовать.

А трагичная история церкви при станции Батецкая только начиналась.

До Великой Отечественной войны церковь оставалась действующей. Известно даже имя одного священника, служившего в ней и репрессированного в 1934 году — отец Константин Григорьев. Вскоре после окончания войны церковь была переоборудована в электростанцию, а через несколько лет, когда за железной дорогой построили другую, более мощную электростанцию, ее разрушили. Церковь была очень прочна и, чтобы ее разрушить, пришлось приложить много усилий. И все-таки сохранились цоколь и часть стен, включенные потом в новую постройку, в которой разместили типографию. И о церкви за­были, как будто ее никогда и не было.

Когда в 2004 году владыко Лев, митрополит Новгородский и Старорусский, обратился к руководителям поселка Батецкий с вопросом, в каком месте находилась церковь, ему ответили, что никакой церкви в поселке не было. Их незнание было естественным, потому что жителей маленького предвоенного поселка почти не осталось. Теперь население состояло из специалистов, направленных на работу после окончания разного рода учебных заведений, из людей, переехавших из дальних деревень Батецкого района и тех, кто после отбывания наказания был поселен  на 101-й километр  от Ленинграда и осел здесь. Но владыко Лев был настойчив, и, в конце концов, нашлись коренные жители деревни Дубцы, которые помнили, как еще до войны бабушки водили их в эту церковь, и другие, кто в 60-ые годы подростками бегали смотреть, как металлической «бабой» рушили эту церковь, служившую тогда электростанцией, и строили на ее месте здание типографии.

А потом в Историческом архиве С.-Петербурга и Ленинградской области был обнаружен отчет священника Анатолия Остроумова об освящении церкви, и стало ясно, кто строил храм, когда, во имя кого и в память какого события. Когда уже приступили к разборке типографии, то в том же архиве были выявлены чертежи, по которым возводилась церковь, и ее восстановление было произведено по этим чертежам.

Так как новая церковь построена на старом фундаменте с включением прежнего цоколя и части сохранившихся стен, то следует говорить не просто о восстановлении, а о возрождении первоначального храма Святого Духа.

Батецкая церковь

Через два года от начала строительства 18 августа 2007 г. церковь была освящена владыкой Львом, Митрополитом Новгородским и Старорусским. На освящении присутствовали внук и правнучка Николая Валентиновича Сазикова — Владимир Павлович Сазиков и Елена Александровна Булатова.

В предвоенные годы поселок при станции Батецкая, хоть и стал в 1927 году районным центром, был очень небольшим: две короткие улицы, несколько административных и жилых зданий, школа, почта, аптека, магазин, двухэтажный жилой дом и еще один многофункциональный, что-то вроде дома колхозника. И все дома деревянные, ни одного кирпичного. Да и слово это — «поселок» не употреблялось. Все говорили «станция». После войны поселок постепенно разрастался, особенно за последние три десятилетия, когда он включил в себя деревню Дубны, превратив ее в Дубецкую улицу.

Сегодня Батецкий — поселок городского типа, с ухоженными, по преимуществу, асфальтированными улицами. Здесь есть Дом культуры, 10-тилетняя школа, стадион и новый спортивный комплекс, краеведческий музей. Довольно много благоустроенных трехэтажных, панельных, жилых домов и один «элитный» — пятиэтажный. На главной улице — Советской — столовая-кафе, универсам, административные здания и сквер с мемориальным памятником воинам, погибшим в районе Батецкой в годы Великой Отечественной войны. А в глубине небольшой зеленой улицы, отходящей от Советской, на просторной площади — белый храм Святого Духа, сверкающий золотом крестов над синим куполом и звонницей.

Основная часть жилых домов — одноэтажные, деревянные, летом щедро украшенные цветниками. Они и на Траншейной-Первомайской, и на Юбилейной, и на улице Комарова, когда-то называвшейся — Гусарской дорогой. Вот эта Гусарская дорога и ведет на Дубецкую улицу и к тому месту, где была усадьба, а теперь остался только парк.

В какие годы Дубцы были пожалованы Обольяниновым не известно, но в первой четверги XVIII века они уже были владельцами усадища Дубец и деревни того же названия. Значит Дубцам сегодня по меньшей мере уже 300 лет, а как считать возраст поселения — не понятно: то ли от времени возникновения станции, то ли районного центра, то ли деревни и усадьбы? Во всяком случае, ясно, что заселена эта земля уже несколько столетий.

Во всех родословных справочниках пишут об Обольяниновых, как о «дворянском роде древнем, но небогатом, известном с начала XVI века». После присоединения в XV веке Новгорода к Московскому княжеству из Новгорода Иваном III было выведено в другие области до 7 тысяч представителей привилегированных сословий. А на место их переселено около 2 тысяч боярских детей и служилых людей из центральных частей Московского княжества. Так появились здесь Путятины, Муравьевы, Мордвиновы, Обольяниновы и другие. До указа Петра III «О вольности дворянской» в 1762 году дворянам некогда было заниматься своими усадьбами, так как служба их не была ограничена какими-нибудь сроками. Получив право уходить в отставку по своему желанию, они стали благоустраивать усадьбы по своему вкусу. Город, где проходила служба дворянина, был связан с идеями государственной гражданственности, усадьба же являлась антиподом города. Она представляла мир свободы, мир отдельного человека, который он может создавать сам в соответствии с собственным пониманием своего места в жизни. Здесь он мог воплотить свои идеалы в организации своего жизненного пространства, создать по своему усмотрению комфортные условия частной жизни в кругу близких. Он мог проявить эстетическое отношение к природе и, вместе с тем, заняться сельским хозяйством, привнося в него достижения нового времени. Так начался золотой век русской усадьбы — уникальное явление в культурной жизни России.

Дубецкий парк

Обустройство Дубецкой усадьбы было осуществлено в начале 60-х годов XVIII века Федором Ефимовичем Обольяниновым, капитаном в отставке. До этого он служил в Кронштадте и имел возможность познакомиться с усадьбами в окрестностях Петербурга и городскими. Центральная часть усадьбы была им решена в классических парадных формах: подъездная дубовая аллея являлась осью, проходящей через центр дома, стоящего на пригорке. К западу от дома, в русле ручья, был вырыт большой прямоугольный пруд и вдоль длинной, 160-метровой стороны его, высажена аллея стриженых лип. По другую сторону пруда парк имел характер пейзажного, с широким использованием растительности и рельефа местности и без четкой границы переходящего в природный ландшафт. Вся небольшая усадьба, всего 8 десятин, была спланирована гармонично и целесообразно. Был ли для этого приглашен специалист — неизвестно, но кто бы ни занимался практикой строительства, «главным организатором и вдохновителем в целом всегда оставался помещик, образцовый «сельский житель» и «любитель Художеств»» (Баранов М.А., Архив наследия. 2002 Москва.)

Аллея дубецкого парка

Шесть поколений Обольяниновых владели этой усадьбой в течении почти двух веков. Они принадлежали к служилому дворянству, как, впрочем, и другие владельцы «дворянских гнезд». «Военное поприще представлялось настолько естественным для дворянина, что отсутствие этой черты в биографии, должно было иметь какое-либо объяснение. Служба органически входила в понятие дворянской чести», — писал Ю.М. Логман. Они были в разной степени успешны, но достаточно высокие чины, с которыми они выходили в отставку, и пожалование им орденов свидетельствуют о добросовестной службе. Один из них, Степан Федорович, был новгородским губернатором, его сын — Александр Степанович, служивший в молодые годы на флоте, в войне 1812 года участвовал добровольно в составе Новгородского ополчения, а в 1827-1830 годах был уездным предводителем дворянства. Сын его, Степан Александрович, генерал-майор, получивший военное образование в Николаевском училище, до конца своих дней состоял на службе при генерал-инспекторе кавалерии великом князе Николае Николаевиче. Он, естественно, не жил в усадьбе, а только приезжал в нее время от времени. После его смерти сын его — Александр Степанович — живший постоянно в Петербурге, продал усадьбу Н.В. Сазикову

После революции 1917 гола, усадьба, лишившись хозяина, постепенно стала приходить в упадок. В старом господском доме была размещена больница, в другом, построенном Сазиковым, поселили медицинский персонал. Во время войны оба эти дома сгорели. Парк зарастал кустарником, превращался в непроходимые заросли. Под напором бурь и агрессивной энергии людей падали вековые деревья, становился болотом большой пруд. Но еще отчетливо прослеживались черты регулярного парка XVIII века — поредевшая, но все еще прекрасная аллея некогда стриженных лип вдоль пруда, несколько дубов подъездной аллеи и более двух десятков на всей территории усадьбы, в том числе несколько, возраст которых насчитывают не менее трех столетий. Недаром усадьба и деревня называются Дубцы.

Дубецкий парк

В пору «золотого века» русской усадьбы — с середины XVIII до середины XIX столетия — на территории России их насчитывалось более сотни тысяч. Сейчас это несколько сотен, из которых только единицы в сохранном виде, в основном мемориальные. Деревянные постройки погибли от времени бесхозности, пожаров, остались только парки — «наша русская античность», как назвал их Д.С. Лихачев. И хотя их сохранность в лучшем случае частичная, они несут нам информацию о давнопрошедших временах, о наших предках, об их жизни, деятельности, пристрастиях, философском осмысления бытия.

Несколько лет назад Администрация поселка и небезразличные жители начали работы по спасению парка, непрекращающиеся уже несколько лет. Были расчищены заросли, выпилены сухие и больные деревья, подсажены молодые липы в аллее на места утраченных, восстановлены мостки через ручьи и, наконец, вычищен большой, 160 на 45 метров, пруд. И сегодня снова, как когдато, отражаются в его зеркальной глади деревья, посаженные два с половиной столетия назад, и приходят в возрожденный парк влюбленные пары, приезжают молодожены с гостями выпить по бокалу шампанского, приводят детей молодые родители и внуков бабушки.

Мостик через ручей в дубецком парке

В 2008 году парк Дубецкой усадьбы подучил статус вновь выявленного «Памятника ландшафтной архитектуры XVII-XIX веков».

От усадебного парка Дубецкая улица приводит к железной дороге, а оттуда недалеко уже и до станции. На стене белого кирпичного здания вокзала, построенного в 60-х годах вместо разрушенного в войну, — памятная доска..

Памятная доска на здании станции Батецкая

Это еще одна страница истории Батецкой — военная. Уже через несколько дней после начала войны, в последних числах июня 1941 года тысячи жителей Ленинграда и области были присланы на Батецкую для сооружения линии обороны Луга-Батецкая. Они, в подавляющем большинстве женщины, рыли рвы, устанавливали противотанковые заграждения, частично бетонные, по преимуществу деревянные. Один такой ров сохранился в близи Дубецкого парка, а бетонные надолбы и сейчас стоят вдоль правого берега реки Луги в 20 км от Батецкой, там, где находилась линия обороны.

В то же время, 30 июня в Ленинграде началось формирование Первой дивизии Народного ополчения. Она получила название Кировской, так как 1-й полк ее состоял из ополченцев Кировского завода.

«Около недели ушло на формирование дивизии и несколько дней на обучение, — вспоминает ополченец третьего полка В.Ф.Барабанов,- Оно проходило в Летнем саду и состояло в условном рытье окопов, так как настоящими окопами портить Летний сад не разрешалось, да и у нас на такое дело ни у кого не поднимались руки. Числа 9 июля с военной платформы Витебского вокзала наш полк отправился на Лужский рубеж. Почти сразу за Ленинградом два-три раза эшелон облегали немецкие самолеты-разведчики. И как только полк высадился на станции Батецкая, станция подверглась ожесточенной бомбежке. К счастью, примыкающий лес скрыл ополченцев, успевших буквально за несколько минут до налета покинуть станцию. Но сама станция была разгромлена».

Были разворочены железнодорожные пути и разрушено две трети станционного здания. В сохранившейся части его, где первоначально находились кассы третьего класса, теперь разместились командование дивизии Народного ополчения и штаб артиллерийского полка.

Ополченцы, прибывшие на Батецкую 9-12 июля, сразу же приняли участие в жестоких боях на укрепленном рубеже правого берега реки Луги. Они, вместе со стрелковыми войсками и 1-ым артиллерийским полком остановили боевую группу Рауса 6-ой танковой дивизии, захватившей плацдарм на правом берегу Луги.

Дальше ситуация развивалась медленно. Немецкие танки за первые 18 дней войны очень далеко продвинулись в глубину. Согласно директиве Гитлера от 19 июля 1941 года для форсированного продвижения на Ленинград необходимо было дождаться соединения танковой группы с пехотными войсками группы «Север». С советской стороны усиливалась войсками Лужская оперативная группа.

Хотя до 8 августа ни у одной из сторон не было накоплено достаточно сил для решительного продвижения вперед, бои носили ожесточенный характер. Об этом свидетельствуют записи в служебном дневнике генерала Гальдера: «На 01.08.41 т. труппа армий «Север» имела потери 42 тысяч солдат и офицеров. Из строя вышло до 38% автотранспорта».

Наступление труппы «Север» началось 8 августа с плацдармов на реке Луге. Город Лугу немцы обходили с двух сторон и, отсекая лужскую группировку войск, открывали для себя возможность беспрепятственного продвижения к Ленинграду. К середине августа положение на нашем фронте сильно ухудшилось: 16 августа немцы овладели Новгородом и Батецкой. Луга пала только 27 августа.

Многие защитники Лужского оборонительного рубежа, в том числе и Батецкой его части, погибли при выходе из окружения. Они сгинули в лесах и болотах, были расстреляны фашистскими самолетами на бреющем полете.

Впервые в ходе Второй мировой войны гитлеровские войска были остановлены в своем продвижении на столь длительное время — 42 дня. Это сорвало планы захвата Ленинграда в первые месяцы войны. Противник подошел к городу только в начале сентября и, не имея достаточно сил для штурма, перешел к позиционной войне. Началась 900 дневная блокада Ленинграда.

Город не был взят врагом, и в общем деле обороны его есть немалая заслуга армейских соединений и бойцов народного ополчения, защищавших Батецкую часть Лужского рубежа.

Очередной поезд дальнего следования тронулся после минутной стоянки на станции Батепкая. Через два часа его пассажиры прибудут в Санкт-Петербург, и, может быть, пожалеют, что не сошли они на этой станции и не увидели своими глазами парк, этот сохранившийся след дворянской культуры XVIII века, и возрожденный храм, созданный в память 300-летия Дома Романовых, и не прошлись по ухоженным улицам поселка, и не поклонились праху воинов, известных и безымянных, павших на Батецкой земле, защищая свою родину.

Если так — приезжайте! Мы будем ждать вас.

Версия для печати