О подготовке к проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года на территории Новгородской области

18.12.2015
Всероссийская сельскохозяйственная перепись является крупнейшим статистическим обследованием сельского хозяйства по всей стране.

Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» определено, что 

Всероссийская сельскохозяйственная перепись проводится с периодичностью не реже одного раза в десять лет, последняя перепись была в 2006 году, очередная Всероссийская сельскохозяйственная перепись пройдет с 1 июля по 15 августа 2016 года.

Проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года позволит получить статистическую информацию, необходимую для разработки прогноза развития сельского хозяйства, мер экономического воздействия на повышение эффективности сельскохозяйственного производства, а также оценке продовольственной безопасности Российской Федерации.

Предварительные итоги переписи будут получены в IV квартале 2017 г., окончательные - в IV квартале 2018 г.

Перечень показателей, включенных в переписные листы, по сравнению с Всероссийской сельскохозяйственной переписью 2006 г. претерпел некоторые изменения в сторону их сокращения (особенно по сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям). ;

При этом, в программу переписи были внесены и новые вопросы: о применении передовых методов ведения хозяйства, о привлечении организацией кредитных средств и направлениях их использования, о получении субсидий (дотаций) за счет средств федерального бюджета и/или бюджета субъекта Российской Федерации и Др.

Традиционно спросят о размерах общей земельной площади, структуре и использовании сельскохозяйственных угодий в т.ч. мелиорированных, демографической характеристике объектов сельскохозяйственной переписи и занятости в сельском хозяйстве, площадей сельскохозяйственных культур и плодово-ягодных насаждений по видам, поголовье скота и птицы по видам, товарности сельскохозяйственного производства наличии машин и оборудования и др.

Одной из особенностей проведения переписи 2016 года является широкое применение современных технологий при сборе сведений от респондентов, который будет осуществляться с использованием планшетных компьютеров, это повысит качество информации и ускорит процесс сбора и обработки данных.

Также новшеством станет представленная сельхозорганизациям, фермерским хозяйствам и предпринимателям возможность сообщать сведения по программе переписного листа в электронном виде через систему web-сбора Росстата.

С 2014 года Новгородстат ведет подготовку к проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года. 

Осуществлен ряд организационно- методологических мероприятий, направленных на обеспечение качественного и своевременного выполнения всех этапов подготовки и проведения предстоящей переписи.

Созданы комиссия при Правительстве Новгородской области по проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года и комиссии во всех муниципальных районах и городском округе.

Основным и наиболее важным моментом успешного проведения подготовительных мероприятий и проведения самой переписи является составление списков объектов сельскохозяйственной переписи.

Работа по составлению списков объектов, подлежащих ВСХП-2016, проводится в тесном взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Новгородской области и органами местного самоуправления.

В текущем году была организована работа регистраторов по уточнению полученных списков объектов сельскохозяйственной переписи в городских поселениях, городских округах и некоммерческих объединениях граждан.

Основной задачей при обходе регистраторского участка являлась проверка наличия объектов переписи, обозначение новых строений и отметка разрушенных или сгоревших объектов, а также наличие скота и птицы в городском округе, городских поселениях и некоммерческих объединениях граждан.

По итогам данной работы определено, что на территории области следует переписать 210.2 тыс. объектов это:
крупные, средние и малые сельскохозяйственные организации - 83;
микропредприятия - 94;
подсобные сельскохозяйственные предприятия несельскохозяйственных организаций - 36;
КФХ и индивидуальные предприниматели - 1312;
ЛПХ и другие индивидуальные хозяйства граждан сельских поселений - 148695;
ЛПХ и другие индивидуальные хозяйства граждан городских поселений, городского округа - 59221;
некоммерческие объединения граждан - 721;

Наибольшее число сельскохозяйственных организаций будет переписано в Боровичском (12.2% от числа сельскохозяйственных организаций), Новгородском (10%) и Старорусском (9.4%) муниципальных районах, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - в Новгородском (18.2% от числа крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей), Боровичском (12.6%>) и Валдайском (10.3%) районах.

Среди ЛПХ и других индивидуальных хозяйств граждан сельских и городских поселений наиболее высокий процент обследования в Новгородском {15.5% от общего числа ЛПХ), Боровичском (9.6%) и Любытинский (6.7%) районах.
Некоммерческих объединений граждан - в Новгородском районе (57% от числа объединений).

В целях обеспечения полноты охвата объектов ВСХП 2016 в муниципальных образованиях в ноябре проведено переписное районирование, то есть деление каждого муниципального образования на счетные и инструкторские участки.

Исходя из количества объектов переписи, в Новгородской области будет создано 380 счетных участков, 64 инструкторских. В районах уже завершена привязка объектов переписи по территориям к счетному участку.

Для организации инструкторских, счетных участков, обеспечения рабочими местами инструкторов и переписчиков, органы местного самоуправления должны подобрать помещения, обеспечив их охрану, предоставить транспорт и средства связи. При осуществлении этих полномочий все договора заключаются в рамках федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральным законом от 01.12.2014 № Э84-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в рамках обеспечения полномочий бюджету Новгородской области будет выделено на 2016 год субвенций на проведение ВСХП-2016 в размере 18467.3 тыс. рублей.

Заключение договоров аренды помещений осуществляется в 2016 году на период с 9 июня по 3 сентября для работы переписного персонала, занимающегося сбором сведений об объектах ВСХП 2016.

Приемка готовности помещений к работе осуществляется комиссией муниципального образования по проведению сельскохозяйственной переписи с участием представителей Новгородстата и оформляется актом.

Сведения об адресе участка, режиме работы и номерах телефонов будут размещены на нашем сайте и направлены органам власти для опубликования в средствах массовой информации и на сайтах администраций муниципальных образований.

Департамент сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области осуществляет функции уполномоченного органа исполнительной власти области и будет представлять в Росстат заявку о перечислении субвенций, отчет об осуществлении полномочий по подготовке и проведению переписи и несет ответственность за расходованием субвенций.

Органам местного самоуправления необходимо направить в Департамент сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области, сведения о тарифах на арендную плату помещений, на их охрану, предоставления транспортных средств и оказания услуг связи в соответствии с Протоколом заседания областной комиссии до 15 января 2016 года.

Заявка о перечислении субвенций направляется в Росстат до 30 апреля 2016 года.

Необходимо скоординировать усилия, серьёзно подойти к работе по получению субвенций в полном объеме.

Согласно Федеральному закону «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» участие населения в сельскохозяйственной переписи является общественной обязанностью. Одной из основных задач является разъяснение целей и принципов сельскохозяйственной переписи для того, чтобы люди не боялись давать информацию о личных хозяйствах.

О ведении похозяйственных книг органами местного самоуправления.

Похозяйственные книги являются документами первичного административного учета населения, наличия у него земли, скота и другого имущества. Их ведение осуществляется с 1934 года и по сегодняшний день

Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета хозяйств установлены Министерством сельского хозяйства РФ согласно приказа от 11 октября 2010 года №345.

Информация из похозяйственных книг играет большую роль в жизни муниципального образования, используется органами исполнительной власти, органами государственной статистики. Выписка из похозяйственной книги является документом, подтверждающим выращивание сельскохозяйственной продукции и наличие скота на личном участке для реализации продукции.
На основании данных похозяйственного учета органами государственной статистики в соответствии с официальной статистической методологией оценивается объем сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах. На эту категорию приходится 40% всей произведенной продукции сельского хозяйства. Основными производителями продукции растениеводства остаются хозяйства населения, их удельный вес составил в январе сентябре 2015 года - 67.2%. В производстве молока на долю ЛПХ приходится более 30%. В связи с этим необходимо как нельзя точно вести похозяйственный учет.

В рамках подготовки к сельхозпереписи в 2014 году специалистами Новго- родстата был проведен анализ состояния похозяйственного учета в органах местного самоуправления сельских и городских поселений, который показал, что не во всех администрациях ведение книг осуществляется должным образом, а иногда и совсем отсутствует.

По состоянию на 1 сентября 2014 года количество населенных пунктов в области составило - 3718 единиц, похозяйственный учет велся по 3320 населенным пунктам (89.3% от общего количества), из них в электронном виде - по 848 населенным пунктам (25.5% от ведущих учет).

Отсутствовал учет по хозяйствам в 398 населенных пунктах.

Количество личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан по данным похозяйственного учета составило 130 тыс. единиц, из них имеющих поголовье скота или птицы - 19.5 тыс. единиц. Общая площадь земельных участков составила - 49.1 тыс. га.

Приказом Минсельхоза России от 8 мая 2015 года № 178 «О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 11 октября 2010 года № 345 «Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов» внесены изменения, которые предусматривают отражение информации о площади земельных участков, предоставленных не только для ведения личного подсобного хозяйства, но и иных видов разрешенного использования (земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства; дачный земельный участок; земельный участок для садоводства; земельный участок для огородничества; земельный участок для животноводства), занятых посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми и ягодными насаждениями.

Согласно Порядка ведения, похозяйственные книги ведут органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства населения.

Таким образом, ведение похозяйственных книг должно осуществляться не только по сельским, но и по городским поселениям и городскому округу.

Для анализа ситуации в 2015 году в рамках уточнения списков объектов сельскохозяйственной переписи, имеющих земли для производства сельскохозяйственной продукции по личным подсобным и другим индивидуальным хозяйствам граждан, Главам сельских и городских поселений области было направлено письмо с просьбой предоставления актуализированных данных похозяйственных книг с учетом нового порядка в наш адрес.

По результатам работы получены следующие данные о состоянии ведения похозяйственных книг на последнюю дату актуализации (на 1 июля) по сельским и городским поселениям Новгородской области.

Похозяйственные книги велись по 3367 населенным пунктам (увеличение: на 47 ед.) (90.6% от общего количества), из них в электронном виде - по 856 населенным пунктам (увеличение на 8 ед.) (25.4% от ведущих учет).

Отсутствие ведения похозяйственных книг установлено по хозяйствам в 351 населенном пункте (сокращение на 47ед.).

Количество личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан по данным похозяйственныхо книг составило 136.4 тыс. единиц (увеличилось на ;6.4 тыс), из них имеющих поголовье скота или птицы - 20.7 тыс. единиц (увеличилось на 1.2 тыс).

Общая площадь земельных участков составила - 53.9 тыс. га (увеличилась на 4.8 тыс.га).

Из 121 сельского и городского поселения области полностью ведется похозяй- ственный учет по 75 поселениям (62% от общего числа).

По всем населенным пунктам, входящим в состав района, похозяйственные книги ведутся в Валдайском, Волотовском, Поддорском, Старорусском и Хвойнин- ском муниципальных районах.

В Батецком районе 145 населенных пунктов, похозяйственный учет велся: по 139 населенным пунктам. Отсутствовал учет по 6 населенным пунктам Передоль- ского сельского поселения.

В Боровичском районе 324 населенных пунктов, похозяйственный учет велся по 306 населенным пунктам Отсутствовал учет по хозяйствам в 18 населенных пунктах. В том числе: г. Боровичи, 8 населенных пунктов Волокского сельского поселения, 9 - Кончанско-Суворовского поселения.

В Валдайском районе 184 населенных пунктов. По всем населенным пунктам, входящим в состав района, ведутся похозяйственные книги.

В Волотовском районе 110 населенных пунктов. По всем населенным пунктам, входящим в состав района, ведутся похозяйственные книги.

В Демянском районе 231 населенный пункт, похозяйственный учет велся по 197 населенным пунктам. Отсутствовал учет по хозяйствам в 34 населенных пунктах, из них в Жирковском поселении - 13, Полновском - 9, Ямникском - 8, Кневиц- ком и Ильиногорском по 2 населенных пунка.

В Крестецком районе 137 населенных пунктов, похозяйственный учет велся по 116 населенным пунктам. Отсутствовал учет по хозяйствам в 21 населенном пункте, в том числе в 9 - Крестецкого городского поселения, 7- Новорахинского сельского поселения, 5- Ручьевского сельского поселения (3.6%).

В Любытинском районе 271 населенный пункт, похозяйственный учет велся по 191 населенному пункту. Отсутствовал учет по хозяйствам в 80 населенных пунктах, в том числе в 45 - Любытинского сельского поселения, 35 - Неболчского сельского поселения.
В Маловишерском районе 132 населенных пунктов, похозяйственный учет велся по 131 населенному пункту, кроме г. Малая Вишера.

В Маревском районе 139 населенных пунктов, похозяйственный учет велся по 101 населенному пункту. Отсутствовал учет по хозяйствам в 38 населенных пунктах, в том числе в 13 Молвотицкого сельского поселения,12 - ВелильскОго сельского поселения, 9 - Моисеевского сельского поселения, 4 - Маревского сельского поселения.
В Мошенском районе 205 населенных пунктов, похозяйственный учет велся по 161 населенному пункту. Отсутствовал учет по хозяйствам в 44 населенных пунктах, в том числе в 22 Кировского, 12 - Калининского, 7 - Ореховского, 3 - Дол- говского сельских поселениях.

В Новгородском районе 201 населенный пункт, похозяйственный учет велся по 198 населенным пунктам. Отсутствовал учет по хозяйствам в 3 населенных пунктах: Панковское городское поселение, Пролетарское городское поселение и Ермо- линское сельское поселение.

В Окуловском районе 202 населенных пунктов, похозяйственный учет велся по 176 населенным. Отсутствовал учет по хозяйствам в 26 населенных пунктах, в том числе в 3 - Окуловского городского поселения , 13 - Боровёнковского сельского поселения, 8 - Угловского городского поселения, по одному в Кулотинском городском поселении и Турбиннском сельском поселении.
В Парфинском районе 115 населенных пунктов, похозяйственный учет велся по 113 населенным пунктам. Отсутствовал учет по хозяйствам в 2 населенных пунктах Парфинского городского поселения.

В Пестовском районе 205 населенных пунктов, похозяйственный учет велся по 189 населенным пунктам. Отсутствовал учет по хозяйствам в 16 населенных пунктах, в том числе в 5 - Богословского, 6 - Быковского, 3 - Вятского, 2 - Лаптев- ского сельских поселениях.
В Поддорском районе 155 населенных пунктов. По всем населенным пунктам, входящим в состав района, ведутся похозяйственные книги.

В Солецком районе 173 населенных пункта, похозяйственный учет велся по 160 населенным пунктам. Отсутствовал учет по хозяйствам в 13 населенных, в том числе в 3 Солецкого городского поселения, 9 - Выбитского сельского поселения, одном - Горского сельского поселения.

В Старорусском районе 290 населенных пунктов. По всем населенным пунктам, входящим в состав района, ведутся похозяйственные книги.

В Хвойнинском районе 151 населенный пункт. По всем населенным пунктам, входящим в состав района, ведутся похозяйственные книги.

В Холмском районе 136 населенных пунктов, похозяйственный учет велся по 108 населенным пунктам. Отсутствовал учет по хозяйствам в 28 населенных пунктах, в том числе в 13 - Морховского , 11 - Тогодского, 4 - Красноборского сельских поселениях.
В Чудовском районе 84 населенных пунктов, похозяйственный учет велся по 72 населенным пунктам. Отсутствовал учет по хозяйствам в 12 населенных пунктах, в том числе в 8 - Грузинского и 4 - Успенского сельских поселениях.

В Шимском районе 127 населенных пунктов, похозяйственный учет велся по 119 населенным пунктам. Отсутствовал учет по хозяйствам в 8 населенных пунктах, в том числе в 3 - Подгощского и 5 - Уторгшского сельских поселениях.

В Великом Новгороде похозяйственные книги не ведутся.

Вопрос о ведении похозяйственных книг поднимался на районных комиссиях по проведению ВСХП 2016 в Батецком, Демянском, Любытинском, МошенскОм, Маловишерском, Маревском, Новгородском, Окуловском, Пестовском, Поддор- ском, Чудовском, Старорусском и Холмском муниципальных районах. В остальных районных комиссиях вопрос планируется к рассмотрению в декабре т.г.

Качество ведения похозяйственных книг говорит о некоторой недобросовести исполнения приказа Минсельхоза России от 11 октября 2010 года № 345 «Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов» отдельными органами местного самоуправления поселений.

Необходимо обеспечить ведение похозяйственных книг по всем населенным пунктам, навести порядок в имеющихся книгах и предоставлять актуализированные сведения в органы государственной статистики.

Данные похозяйственного учета и в дальнейшем будут использоваться органами статистики для оперативных расчетов показателей сельского хозяйства.

И поэтому в нынешних условиях достоверность и актуальность информации в документах похозяйственного учета имеет особую значимость.

В связи с этим, необходимо усилить контроль за состоянием похозяйственного учета, обязательной актуализацией данных похозяйственных книг в каждом поселении с обходом хозяйств и опросом членов хозяйств, в соответствии с Порядком ведения похозяйственных книг.

»

Версия для печати