Памяти Эдуарда Хиля

08.06.2012

4 июня 2012 года на 78 году жизни, в Петербурге, в Российском нейрохирургическом институте имени Поленова скончался Народный артист РСФСР, лауреат российских и международных конкурсов эстрады, кавалер орденов "Трудового Красного Знамени", "Дружбы народов", "За заслуги перед Отечеством" IV степени, Эдуард Хиль.

Советский и российский эстрадный певец Эдуард Анатольевич Хиль родился 4 сентября 1934 года в Смоленске. Детство его совпало с войной. После эвакуации детского сада, в котором Эдуард Хиль воспитывался, он оказался в Пензенской области, а затем недалеко от Уфы в детском доме поселка Раевский, где прожил два года. Эдуард Хиль участвовал в художественной самодеятельности, часто выступал в госпитале перед ранеными. Вместе со своим другом дважды пытался сбежать на фронт, но оба раза их возвращали обратно. В конце 1943 года Хиля разыскала мама и увезла домой в только что освобожденный родной Смоленск, от которого остались одни руины.

В 1949 году Эдуард Хиль приехал в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), поступил в полиграфический техникум, окончив который, работал на офсетной фабрике. Еще в период учебы начал заниматься в оперной студии Дворца культуры им. Кирова, затем - на подготовительном отделении консерватории.

В 1955 году Хиль поступил в Ленинградскую Государственную консерваторию имени Римского-Корсакова, где занимался на вокальной кафедре у профессора Евгения Ольховского, овладевал камерным пением у профессора Зинаиды Лодий.

Уже в годы учебы Эдуард Хиль начал выступать в Оперной студии консерватории, со сцены которой он исполнил многие ведущие оперные партии - Фигаро в "Свадьбе Фигаро" Моцарта и в "Севильском цирюльнике" Россини, Януша из "Гальки" Манюшко, ведущие партии в "Евгении Онегине" и "Пиковой даме".

С 1955 года Эдуард Хиль – солист Филармонического отдела "Ленконцерта", выступал с народными песнями и старинными романсами.

По окончании консерватории (1960) Эдуард Хиль продолжил выступать в спектаклях Оперной студии консерватории, состоялись и первые концерты певца с классическим и камерным репертуаром из произведений Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича, Верди, Бизе, Пуччини, Гуно, Шуберта, Бетховена, Мусоргского.

В это же время Эдуард Хиль увлекся эстрадной песней, понимание которой, по признанию самого певца, пришло во время концерта Клавдии Шульженко, которая, по его словам, "заставила переживать, чувствовать, радоваться и горевать, улыбаться и грустить". Первое выступление с эстрадным репертуаром в Москве состоялось в 1962 году на сцене Центрального дома работников искусств (ЦДРИ), где молодого певца представил Леонид Утесов.

В 1962 году Эдуард Хиль был приглашен в Москву для участия во Втором Всероссийском конкурсе артистов эстрады. За исполнение песен Георгия Свиридова "Маритана" и "История про бублики" и песни Андрея Петрова из фильма "Путь к причалу" Хиль стал лауреатом конкурса.

В 1965 году Эдуард Хиль принял участие в Фестивале советской песни, собравшем лучших ее исполнителей, включая признанных классиков жанра Клавдию Шульженко и Леонида Утесова. Огромный успех у зрителей и организаторов этого фестиваля открыл Хилю дорогу на международную эстрадную сцену. В том же году он стал лауреатом Сопотского фестиваля (Польша), где получил второе место за исполнение польской песни "Раз, только лишь раз", вывел в число победителей песню Андрея Петрова "Я шагаю по Москве" и покорил публику блестящим исполнением "Песни любви" Аркадия Островского на заключительном концерте.

В 1973 году Хиль стал лауреатом международного фестиваля молодежи в Берлине и по специальному приглашению принял участие в шведском телевизионном ревю. География гастролей певца охватывала не только большие и малые города СССР, но и все континенты, крупнейшие страны мира.

В начале 1980-х годов на Ленинградском телевидении Эдуард Хиль создал и вел программу "У камина", в которой рассказывал об истории классического русского романса, приглашал лучших исполнителей - профессионалов, студентов консерватории и театральных вузов, пел сам.

Одновременно с выступлениями Эдуард Хиль преподавал в институте Театра и кинематографии и в Ленинградской консерватории, участвовал в жюри крупнейших песенных форумов.

В конце 1980-х годов наступило безденежье, артисты "Ленконцерта" были распущены. Эдуард Хиль периодически выезжал в европейские страны и США, где его выступления нашли особый успех у русских аристократов, эмигрантов первой волны. Общественное внимание привлекли выступления Хиля в парижском кабаре "Распутин". Там же в Париже вышел и первый компакт диск певца "Le Temps de L'Amour" ("Пора любви").

Юбилейные концерты 1994 года в Москве и Петербурге показали, что певец по-прежнему любим своими почитателями. В 1996 году Эдуард Хиль представил новый проект "Хиль и Сыновья", созданный благодаря идее музыканта и композитора Дмитрия Хиля – сына прославленного певца. Вместе с молодыми музыкантами группы "Препинаки" Эдуард Хиль по-новому представил ряд популярнейших в 1960-1970 годы песен, внеся в них современные аранжировки.

В 2004 году с большим успехом в Петербургском Театре музыкальной комедии прошел концерт, посвященный 70-летию народного артиста России Эдуарда Хиля. Кроме самого юбиляра, выступившего с программой "Песни длиною в жизнь", в концерте приняли участие Эдита Пьеха, Бен Бенцианов, Людмила Сенчина, Зоя Виноградова, Виталий Копылов, Таисия Калинченко.

В 2010 году Эдуард Хиль пережил очередной всплеск популярности. В Интернете большой интерес вызвал видеоклип певца на вокализ Аркадия Островского "Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой". Ролик с выступлением посмотрело более большое число пользователей. В песне 50-летней давности нет ни единого слова - вся она состоит из междометий, непонятных даже для русских. Но англоязычная публика выделила из этого вокализа звук "тро-ло-ло" и окрестила артиста "мистер Трололо".

Эдуард Хиль нередко выступал на одной сцене с сыном Дмитрием и внуком Эдиком.

На протяжении более 50 лет всегда рядом с Эдуардом Хилем была его супруга Зоя Александровна.

С 1991 года жизнь Эдуарда Хиля была тесно связана с Батецким районом, где в д. Малая Удрая им был выстроен дом, причем не в вычурно-помпезном стиле, который вполне мог соответствовать статусу звезды Российской эстрады, а в стиле Эдуарда Хиля - без лишней мишуры, очень уютный и согревающий душу. Устав от суеты мегаполисов Хиль наслаждался спокойствием сельской глубинки, а двери дома всегда были открыты гостям. Все местные жители отзываются о Хиле, как о добродушном, располагающем к себе человеке, которому абсолютно чужда «звездная болезнь». Он одинаково открыто общался с людьми любого социального статуса и профессии.

Хиль ни когда не отказывал в помощи, если кто-то обращался к нему с просьбой. Да и просить у него помощи не было нужды – он никогда не оставался в стороне, став свидетелем несчастья или несправедливости пытался помочь, причем ненавязчиво, корректно и не делая из этого рекламного хода.

Всем нам запомнятся выступления Эдуарда Хиля на праздничных мероприятиях районного центра. В последние годы уже становилось традицией участие Хиля в праздновании Дня поселка Батецкий, где он с нескрываемым удовольствием, без пафоса, с неподдельной искренностью, исполнял свои знаменитые хиты.

В сердцах жителей Батецкого района навсегда останется память об Эдуарде Хиле, как о веселом, открытом миру человеке, чей жизненный путь был неразрывно связан с музыкой – такой же светлой, как и сам артист. 


Новости района » Культура

Версия для печати